02.10.2014 г.
УЧАСТИЕ ОРГАНИЗАТОРЫ И ПАРТНЕРЫ МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА ДЛЯ СМИ КОНТАКТЫ О ФОРУМЕ

Генеральный спонсор


BN logo

Спонсоры секций

 

Меморандум

Санкт-Петербург

 

1 марта 2006 г.

Более 300 участников Петербургского ипотечного форума, представляющих органы государственной власти Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа, Санкт-Петербурга, организации и предприятия инвестиционно-строительного комплекса, риэлтерские фирмы, банки, страховые компании и иные финансовые институты, средства массовой информации, общественные профессиональные объединения, заслушав и обсудив доклады по актуальным проблемам развития систем ипотечного кредитования и иных механизмов финансирования жилищного строительства и сферы недвижимости в целом, отмечают:

Развитие жилищного строительства в России далеко не в полной мере соответствует современным потребностям страны - как по количеству вводимого жилья, так и по его качеству. Эти тенденции сохраняются, несмотря на то, что последние три года отмечается рост объемов жилищного строительства. Особенно отстает массовое строительство доступного, недорогого жилья.

Жилищная проблема стоит перед половиной российских семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями. Каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.

По некоторым оценкам, общая потребность населения России в жилье составляет 1 569,8 миллиона квадратных метров. Удовлетворение этой потребности требует увеличения жилищного фонда на 46,1%. Одновременно с этим необходимо существенное обновление существующего жилищного фонда, в котором чрезвычайно велика доля аварийного и ветхого жилья. Например, только в Северо-Западном регионе РФ аварийный и ветхий фонд составляет 10 миллионов квадратных метров.

Господствующие сегодня механизмы финансирования, основанные преимущественно на непосредственном привлечении средств населения в строительство жилья, не способны обеспечить его доступность для большинства населения страны.

Перспективы развития жилищного строительства, стабилизации рынка жилья, решения жилищной проблемы в стране в определяющей степени зависят от развития и совершенствования механизмов финансирования приобретения жилья и его строительства.

В первую очередь это относится к такому механизму, как массовое ипотечное кредитование. Несмотря на известный прогресс в этой сфере за последние два года, ипотечное кредитование по-прежнему задействовано лишь в ничтожно малой доли совершаемых в стране покупок жилья, что, с одной стороны, тормозит расширение рынка жилья и недвижимости, с другой, лишает финансовые институты одного из важных направлений их инвестиционной активности.

Наряду с ипотечным кредитованием недостаточно активно используются и иные финансовые механизмы инвестиций на рынок недвижимости и строительства – строительные сберегательные кассы, облигационные займы, жилищно-накопительные кооперативы, паевые инвестиционные фонды и пр.

***

Участники Форума считают, что для поступательного развития ипотечного кредитования, иных механизмов финансирования рынка недвижимости и строительства необходима активная совместная деятельность государственных органов, участников финансового рынка и рынка недвижимости, профессиональных объединений.

В целях развития механизмов ипотечного кредитования и ускорения формирования рынка доступного жилья участники Форума считают необходимым:

  1. Ускорить разработку нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, с привлечением независимых экспертов и профессиональных сообществ.
  2. Разработать порядок привлечения резервных (свободных) средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных фондов и страховых компаний, в долгосрочные ипотечные активы.
  3. В целях снижения процентной ставки по ипотечным кредитам, рассмотреть возможность целевого выделения средств из федерального бюджета, резервов Стабилизационного фонда в систему ипотечного кредитования через Государственный банк России по ставке 2-4% годовых коммерческим банкам (или ФАИЖК), осуществляющим предоставление долгосрочных ипотечных кредитов.
  4. В целях снижения стоимости строящегося жилья в рамках региональных программ ипотечного жилищного кредитования, рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки из средств федерального бюджета на инвестирование строительства инженерной инфраструктуры для развития новых территорий под строительство нового жилья.
  5. В целях частичной компенсации работникам бюджетной сферы и категориям малоимущих граждан затрат по ипотечным кредитам, разработать и принять порядок предоставления субсидий на приобретение жилья с использованием ипотечного кредита указанным категориям граждан.
  6. В целях развития ипотечного кредитования предусмотреть в бюджете Российской Федерации средства в объемах, позволяющих создать реальную массовую ипотеку в жилищном строительстве путем выкупа закладных у коммерческих банков и обращения их в качестве ценных бумаг на фондовом рынке.
  7. В целях снижения рисков для участников инвестиционно-строительных процессов при возведении строительных объектов, внести изменения в законодательство о страховании, связанные с областью страхования рисков в процессе долевого участия в строительстве, а именно:
    1. упростить процедуру страхования имущественных рисков лиц, вкладывающих денежные средства в строительство жилья;
    2. установить страховые тарифы (например, «не более определенной суммы») для расчета страховой премии при страховании рисков, связанных с участием в строительстве жилья;
    3. создать для страховых компаний условия, делающие выгодным для них страховать риски, связанные с участием в строительстве жилья. Как вариант может рассматриваться снижение налогового бремени на доходы, полученные от страхования сделок, связанных с выдачей ипотечных кредитов.
  8. В целях снижения себестоимости строительства, расширить функции антимонопольных служб в регулировании взаимоотношений строительных организаций с естественными монополистами, деятельность которых является одной из причин удорожания себестоимости жилищного строительства.
  9. С целью развития финансовых схем для привлечения инвестиций в строительство нового жилья, снижения затрат для членов кооперативов, внести изменения и дополнения в Федеральный закон № 215-ФЗ от 30.12.2004 «О жилищных накопительных кооперативах» в части отмены ограничений для жилищно-накопительных кооперативов по долевому участию в строительстве жилья в зависимости от величины имущества кооператива, снижения с двух лет до одного года минимального срока накопительного периода внесения членом кооператива части паевого взноса, после которого возникает право на приобретение или строительство кооперативом жилого дома, ограничений по приобретаемым жилым помещениям (отмена запрета на покупку комнат), отмены жесткого соотношения периодов накопления и рассрочки, обоснованными нормативами финансовой устойчивости.
  10. В целях снижения стоимости нового жилья, внести поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части сохранения нормы, освобождающей долевое участие граждан в строительстве многоквартирных домов от налога на добавленную стоимость.
  11. В связи с отменой лицензирования строительной деятельности и в целях повышения ответственности строительных компаний за качество возводимых объектов, ускорить:
    1. принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях»;
    2. реализацию Комплекса мер по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации;
    3. принятие технических регламентов в исполнение Федерального закона «О техническом регулировании».
  12. Внести изменения в Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», направленные на оптимизацию деятельности регистрирующих органов и сокращение сроков при регистрации договоров купли-продажи, договоров долевого участия с установлением дифференцированных сборов за регистрацию прав на недвижимость.
  13. Разработать и внедрить в регионах механизм кредитования инфраструктурных проектов в целях развития новых территорий под строительство нового жилья.
  14. Создать на региональном уровне при органах исполнительной власти регионов общественно-консультационные органы по содействию реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».